Экономические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, изменения в экономической системе страны вызвали к жизни новую модель построения науки, ориентированную на формирующиеся в РФ рыночные экономические отношения. Формирование новой модели науки осуществлялось Министерством науки и технической политики Российской Федерации. Основная задача этой модели — сохранение в условиях экономического спада научно-технического потенциала страны, адаптация этого потенциала к условиям рыночной экономики, создание новых механизмов организации и финансирования науки. Были определены приоритеты в развитии науки и техники: производственные технологии и новые материалы, информатика и связь, энергетика, транспорт, биология, экология, космические исследования. Именно этим направлениям, как фундаментальным, так и прикладным, предполагалось оказывать финансовую поддержку государства.
Развитие прикладной науки предусматривалось по следующим направлениям:
а) большая часть отраслевых научно-исследовательских институтов, НПО, КБ преобразовывалась (прежде всего, путем акционирования) в наукоемкие фирмы, которые, вписываясь в рыночные отношения, «зарабатывают» средства, выполняя заказы потребителей, в том числе и государства;
б) научно-исследовательские организации, не рассчитанные на рыночного потребителя и специализирующиеся в приоритетных направлениях науки, техники, технологии, преобразовывались в Государственные научные центры (ГНЦ), финансируемые из госбюджета.
К концу 90-х годов создано более 60 Государственных научных центров (авиационные, аэрокосмические, электронные, химические, судостроительные и др.). Кроме того, государством поддерживаются новые организационные формы инновационной деятельности: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, а также оказывается содействие малому предпринимательству в научно-технической сфере.
Основополагающим нормативным документом в сфере научной деятельности является Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», регулирующий отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-технической продукции.
Законом устанавливаются основные понятия, применяемые в области научной деятельности (фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, экспериментальные разработки; научный и научно-технический результат; научная и научно-техническая продукция и т.д.), формулируются права и обязанности научных организаций и научных работников. В соответствии с этим законом Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ организуют государственную аккредитацию научных организаций с выдачей свидетельства, которое выдается при выполнении следующих условий:
1) объем научной или научно-технической деятельности должен составлять не менее 70% общего объема работ, выполняемых научной организацией;
2) уставом научной организации предусмотрен ученый (научный, технический или научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Свидетельство о государственной аккредитации позволяет научной организации рассчитывать на налоговые и иные льготы, устанавливаемые законодательством РФ для научных организаций. Отказ в выдаче такого свидетельства не является препятствием к осуществлению организацией научной или научно-технической деятельности.
Закон регулирует также вопросы организации и управления научной деятельностью, принципы взаимоотношения научных организаций и органов государственной власти, отношения между научной организацией и потребителями научной продукции, финансирование научной деятельности и т.д.
В частности, в области финансового обеспечения научной деятельности предусмотрены его целевая ориентация и множественность источников финансирования. Финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется за счет:
1) средств федерального бюджета;
2) бюджетов субъектов РФ;
3) внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств) хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ;
4) иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предусмотрена также деятельность государственных, негосударственных и международных фондов поддержки науки, создание внебюджетных фондов за счет относимых на себестоимость продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Финансовая поддержка научной деятельности возможна в соответствии с Федеральным законом и за счет грантов, т.е. денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Финансирование науки